Невероятно модным во времена СССР было тюнинговать советские авто. Машины украшали стильной бахромой на стекле, цепляли головы резиновых кукол на фаркоп, использовали панорамное зеркало, а брызговики «декорировали» катафотами. А еще, чтобы радары не ловили превышение скорости, нужно было развешивать гирлянды из компакт-дисков.
В те времена у всех все было одинаковым. Квартиры, ремонты, машины и мебель была однотипная. Из автомобилей только ограниченный модельный ряд. На пальцах можно пересчитать машины, которые мог себе позволить гражданин СССР. Из этой серой массы многим хотелось выделяться. Так, владельцы железных коней, украшали их новомодными фишками, но в итоге тюнинг у всех получался одинаковым.
Примечательно, что не все любители тюнинга хорошо разбирались в автомобилях. Многие в стремлении улучшить внешний вид своего коня, только портили его, как изнутри, так и снаружи. Среди огромного множества вариантов приукрасить свое авто, выделилось целое направление под названием «колхоз-тюнинг».
Доселе неизвестно, кто именно стал первооткрывателем этого стиля. Превращение советских вазов в тонированных монстров, с куском водопроводной трубы вместо выхлопной, было тернистым и долгим, и в этом участвовали многие владельцы советского автопрома.
Содержание
Фары
А все начиналось банально. После выпуска первых серийных автомобилей, владельцы стали замечать первые недостатки. Оказывалось, что из-за неправильной герметизации фар, они запотевали.
Скопившийся конденсат влиял на долговечность лампочек, которые быстро выходили из строя, способствовал нарушению качества внутреннего покрытия и влиял на уровень освещения.
В те времена тормозная жидкость была алого цвета, сегодня она желтого оттенка.
Местные «кулибины» придумали выход из положения. Они заливали в фары тормозную жидкость, которая абсорбировала конденсат, и проблемы с фарами уходили.
В период тотального дефицита советские граждане пытались сохранить все, что есть максимально долго. Это касалось и автомобиля, очень бережно автовладельцы относились ко всем деталям кузова, ухаживали за салоном, берегли ходовку и оптику. Использовались разные методы для защиты фар.
Те, кто не мог достать решетки для фар, использовали подручные средства, например, кухонные, предназначенные для раковин.
Те, кто хорошо был знаком с военными, мог достать такую защиту. Ее использовали для Москвичей, ГАЗов и УАЗиков.
Можно было встретить и детские «летающие тарелки», которые ставили на «копейки».
При появлении в продаже противотуманок, они разлетались в первые часы. При этом они действительно были противотуманными, а не как сегодня их функцию выполняют ходовые огни.
Цеплялись противотуманки в неограниченном количестве, тогда были невероятно модными раллийные авто.
Модным было и использование «усов».
Шторки
Владельцы советских авто искали все возможные способы укрыться от посторонних глаз. Тонированные стекла могли себе позволить только члены партии, машина с тонировкой говорила об определенном статусе владельца.
Тогда в широком доступе не было пленки, поэтому использовали подручные средства. Так и появились на дорогах первые авто со шторками на окнах. И не то, чтобы это смотрелось совсем дико, некоторым удавалось подобрать штору в тон кузова авто, но все же вызывало странные чувства.
После запрета тонировки авто, у таких шторок есть все шансы на возвращение.
Автовладельцы вешали разные занавески:
Некоторые предпочитали бахрому вместо штор, так было эффектнее.
К тому же, со шторкой из бахромы, в салоне становилось уютно и по-домашнему.
А о чем еще могли мечтать водители, которые исколесили тысячи километров советских дорог? Конечно же о родном доме.
А еще цепляли на заднее стекло спойлер-решетки.
Ручка от коробки передач
Самым ярким дизайнерским украшением советского авто были конечно же набалдашники на ручке переключения скорости. Их можно смело называть предметами искусства, т.к. многие выпускались в единичном экземпляре.
И совсем не важно, что роза, воплощенная в хрустальной оболочке, была простым кусочком стекла, в котором вырезаны узоры. В этом деле важно чувство прекрасного, и ничего, что насекомых на янтарном фоне нужно было сначала словить, а потом залить эпоксидной смолой.
Но тут важно не прогадать с формой ручки, если ее сделать неправильно, могли возникнуть серьезные проблемы с управлением авто.
Подвеска
Наиболее распространенным авто-тюнингом в советские времена было создание усиленной подвески.
Советские автомобили выполняли стандартные функции – часто все сводилось к перевозке грузов из одного пункта в другой. Но здесь было важно соблюсти требуемый уровень просвета, не вызывая подозрений у гаишников и не оставив детали на дороге.
«Проставки» для отечественных авто продавались повсеместно до недавних времен. Купить их было не сложно. Они свободно продавались на авторынках, в автомагазинах, ставили на любом СТО.
Использовались в основном три метода. Первый – создание резиновой вставки, которую располагали между пружиной и тарелкой опоры. Второй – установка в одну стойку двух пружин, при этом грузоподъемность существенно увеличивалась, но подвеска была жестче. Третий – использование пружин с других авто, которые отличались большей жесткостью и содержали больше витков.
Третий метод был наиболее эффективным. Машина обладала высокой грузоподъемностью, сохранялся нужный просвет при максимальной загрузке. Но, если автомобиль был свободным, его корма задиралась высоко вверх. В городском режиме задняя ось вела себя непредсказуемо. Сказывалось увеличение просвета и на аэродинамике. Такой тюнинг менял центр тяжести, что отражалось на эффективности торможения.
Советский автотюнинг сохранился и до наших дней, лишь обрел современные формы. Некоторые фишки живут временами той эпохи.
Советский кондиционер
Внутрисалонный вентилятор и сейчас можно встретить в некоторых магазинах, стало быть и сегодня пользуется спросом.
Он прекрасно справляется с задачей разгона пепла от сигарет по салону. Но летом способен приносить пользу, гоняя ветер перед носом водителя.
Зеркало панорамное
Крепится прямо на штатное зеркало заднего вида. Но до того, как умельцы из азиатских регионов изобрели подобный шедевр, советские автовладельцы использовали дополнительную пару наружных зеркал, которые ставились вперед на крылья авто.
Кукольная голова
Безголовое резиновое чудо можно встретить только в секс-шопе или на фаркопе советского авто. Некоторые автолюбители идут дальше, заменяя на клизму или мяч для тенниса. Но все же переплюнуть кукольную голову из фильма ужасов, с выпученными глазами, испачканным грязью лицом и волосами вряд ли кто-то сможет. Увидеть фаркоп без кукольной головы, равноценно только использованию пульта без пакета.
Волшебные компакт-диски
Превратить авто в невидимку под силу не только Копперфильду. Еще заветные компакт-диски обладали похожими способностями, делая движение автомобиля на высокой скорости незаметным для радаров. Большинство автовладельцев верили в это чудо и украшали салоны гирляндами из компакт-дисков, крепили между уплотнителем и стеклом, где у водителей автобусов это место предназначалось для хранения мелочи.
Насадки на дворники
Это чудо изобретение прижимало щетки к стеклу и на скорости 140 раскидывало воду в нужном направлении. Но был один минус, их нельзя было использовать одновременно с чехлами на поводки дворников, которые их уберегали от коррозии.
Но самое поразительное, что дворники не цепляли на поводки. Они в советское время были в дефиците, хранились в надежном месте дома, или внутри авто. На кончики поводков ставились трубочки или куски шланга, делалось это на всякий случай, если дворники вдруг заработают, чтобы они не оставили царапин на стекле.
Освежитель
Этот предмет имел два назначения – наполнять ароматом салон и выступать в качестве декора. Картонки с ароматом, пахнущие кубики рядом не стояли с самым элитным из ароматизаторов «короной».
Короны разных цветов декорировались полумесяцем с камнями. Чтобы ароматом освежителя наполнился салон авто, нужно было покрутить корону. Запах само собой был специфический. Но у короны был еще один конкурент – собачка с трясущейся головой.
Хвост
Антистатическое приспособление относилось к расходникам, хвост истирался за пару месяцев и переставал доставать до земли. Кроме того, явной пользы от него не было, так ка сделан он был из резины.
Для соблюдения норм безопасности на бензовозы крепят стальные цепи, но собственники легковушек к такому способу защиты не прибегали.
Подлокотник
Выполненный «под красное дерево» он разбавляет унылый пластиковый интерьер. Некоторые шли дальше и покупали самоклейку под дерево, чтобы облагородить весь салон.
Рулевая оплетка
Иногда, в случае, например, с шестерками, необходима для увеличения руля. Во всех остальных – предмет искусства. На грузовых авто и автобусах делали оплетку из распоротого шланга, представители южных регионов выбирали шкурки зверей, универсальным вариантом служил встроенный массажер.
Брызговики
Это наиболее удачное место для тюнинга, не украшал брызговики только ленивый. На Волги и Москвичи цепляли звезды с тремя лучами.
Кожаный капот
Кожаная накладка служила для защиты капота. Пришла эта мода из Америки, где таким способом тюнинговали спорткары. В 90-е этот тюнинг принял масштабы всесоюзной эпидемии.
И никого не останавливало, что чехол нужно снимать перед мойкой, потом сушить и цеплять обратно. И ничего, что кромка гниет раньше, чем сбивается камнями. Что используется сегодня? Ну конечно мухобойка, способная уменьшить в разы расходы топлива и улучшающая аэродинамику до уровня Феррари.
Микро-руль
Тренд седанов серии ВАЗ, если не дополнен гидроусилителем, вызывает полный восторг, задействовав все группы мышц при парковке.
И когда стоимость седана недалека от цены руля, его часто делают съемного типа, объясняя, что так не угонят.
Наклейки
Сегодня все номера на автомобилях Европы дополняются буквенными обозначениями, но так было не всегда. Во времена СССР достаточно было буквенного обозначения, если приходилось уезжать за бугор, использовались наклейки с буквами страны.
А еще клеили все, сто смогли достать. Самые модные ездили с наклейками SU (Soviet Union), кто попроще выбирал наклейки тогдашних красоток.
Такая барышня у меня украшала в прихожей зеркало. А ведь вполне возможно, что ее место должно быть на бардачке в салоне.
Накидки с массажным эффектом
Это полезное приспособление не только украшало передние сидения. Деревянные ролики из которых была сделана накидка снимали усталость в спине.
Но многие автовладельцы предпочитали богатые накидки из ковров.
Монеты между уплотнителем и стеклом
Фэн-шуй по-советски, монеты под уплотнителем, символизировали достаток и благополучие. Их складывали в основном водители автобусов, чтобы водились деньги.
В большей части стран постсоветского пространства эта традиция уже не используется, чего не скажешь о кавказских регионах. Такой тюнинг там можно увидеть и сегодня.
Присоска, удерживающая блокнот
Украшали салоны советских авто разнообразные вымпелы. Конечно больше всего их было в рейсовых автобусах.
Солнцезащитные козырьки крепились под стекло, на них часто были незамысловаты надписи.
Подушки
После распада СССР прошло два десятка лет, но определенные автомобильные традиции остались. Для тех, у кого автомобиль выполняет исключительно семейную роль всегда перед задним стеклом лежат подушечки.
И это замечательно, путешествовать всей семьей, намного интересней чем сейчас, когда у каждого может быть своя машина. Когда автомобиль просто перевозит из одной точки в другую, удобнее, но не так душевно, как раньше.
И где-то в одной из этих точек семья, каждый член которой живет своей жизнью – родители в телевизоре, а дети в телефоне. Хорошо, если все они собираются на семейный ужин, хотя и это сегодня уже редкость.